Большая профанация. Что депутаты назвали реформой местных выборов

Верховная Рада приняла в первом чтении новые правила игры на местных выборах. В том, что голосование состоится, уверенности не было: в тот же день депутаты после длительных торгов отправили в отставку главу СБУ Валентина Наливайченко, и одной из разменных монет назывались выборы в Киеве в один тур, для чего нужно было сохранить действующее законодательство о местных выборах. 

Между собой в первом чтении конкурировали два основных проекта. Первый (2831-2) в течение трех месяцев разрабатывался рабочей группой из 19-ти депутатов и экспертов и открывал списки партий на выборах в городах с количеством избирателей более 90 тысяч человек и в облсоветы, причем гражданам предлагалось выбирать из нескольких кандидатов. Еще одним новшеством было ограничение на ведение предвыборной агитации для сокращения расходов. В среднем на 30% сокращается и депутатский корпус городских советов. Второй проект (2831-3) был наработан группой из пяти депутатов во главе с Вадимом Денисенко от президентской фракции и Игорем Поповым от РПЛ. Авторы назвали предложенную модель местных выборов немецкой: для сельских и поселковых советов сохраняется мажоритарная система, на остальных уровнях – пропорциональная с открытыми списками, однако не более двух (а на практике скорее один) кандидатов от партии на округ.

“Все варианты законов о выборах поставлены в повестку дня, и сегодня парламент планирует выйти на позитивный результат при голосовании за один из них. Во всех проектах есть та или иная степень открытости партийных списков”, – отметил перед голосованием лидер фракции БПП Юрий Луценко.

Голосование под угрозой срыва

С рассмотрением законопроектов о местных выборах депутаты тянули до самого вечера. Реформу выборов в повестке дня отодвинули на потом, – первыми в повестке дня шли отставка Валентина Наливайченко с должности главы СБУ и пакет правительственных инициатив для МВФ. На последнем законопроекте по должникам Нафтогаза депутаты явно споткнулись: Гройсману пришлось шесть раз ставить на голосование вопрос о возвращении к этому документу.

“Давайте проголосуем и перейдем к выборам”, – несколько раз просил он.

Когда до конца рабочего дня оставалось чуть больше часа, журналисты и эксперты по избирательному праву забеспокоились. “Есть у меня такое ощущение, что время во ВРУ будут тянуть безбожно, чтобы не дойти до законопроектов о местных выборах. Остался час и 15 минут”, – отметила координатор сети Опора Ольга Айвазовская. Сроки поджимали: депутаты должны были в четверг принять законопроект за основу, чтобы успеть по сокращенной процедуре подготовить его ко второму чтению до конца сессии. В противном случае выборы состоялись бы по старому закону.

Наконец с Нафтогазом было закончено, и под скандирование “Выборы, выборы” Гройсман объявил о рассмотрении избирательных законов. Пара десятков депутатов, которым эта тема была неинтересна, сразу поднялись с мест и вышли в кулуары к журналистам. Яценюк уехал. Президиум скоро покинул и Гройсман, хоть он и возглавлял рабочую группу по подготовке экспертного варианта закона о местных выборах. Заседание повел его заместитель Андрей Парубий.

На рассмотрение Верховной Рады вынесли четыре законопроекта о выборах. Это было рекомендацией комитета по вопросам правовой политики и правосудия. “Комитет рекомендовал все четыре законопроекта передать в зал, потому что вопрос избирательной системы – это вопрос политической целесообразности. И комитет тут не может навязать никакую систему, должны решать сами депутаты”, – отметил экс-глава КИУ, депутат Александр Черненко.

Парубий объявил, что один из проектов должен быть принят Радой, чтобы сломать схему, которую “внедрил Янукович для узурпации власти”. Депутат Сергей Соболев, выступивший вместе с Тимошенко автором проекта 2831, с трибуны сообщил, что ради этого фракция готова уступить и снимает свой вариант закона в пользу альтернативного проекта 2831-3. Хотя изначально, как говорил Соболев в беседе с ЛІГАБізнесІнформ, депутаты Тимошенко планировали голосовать за свой законопроект, и только если он не соберет голоса в зале – поддержать другой.

После короткого обсуждения Парубий поставил три оставшихся проекта о местных выборах на сигнальное голосование, – чтоб не получилось, что ни на один из них не хватит голосов. Вариант 2831-1 Николая Федорука (фракция Народный фронт) поддержали всего 88 депутатов. Прогрессивный экспертный законопроект 2831-2 набрал чуть больше голосов – 182: за него с неохотой голосовали фракция Блока Петра Порошенко и Батькивщина. Ближе всех к преодолению проходного барьера оказался проект 2831-3 Денисенко-Попова – 222. Черненко решил не рисковать срывом реформы местных выборов и призвал голосовать за последний проект как наиболее рейтинговый.

В итоге за законопроект Денисенко-Попова проголосовал 271 народный депутат. В течение недели парламентарии будут вносить в него поправки, чтобы на следующей пленарной неделе, до конца сессии, проголосовать в целом. По словам Парубия, крайний срок его принятия – 10 июля.

Что приняли в первом чтении

Общая схема местных выборов, которую предлагает принятый в первом чтении законопроект, выглядит следующим образом. В областных советах не будет фиксированного количества депутатов. Это количество в каждом случае определит Центральная избирательная комиссия, исходя из количества избирателей в регионе: минимум 10 при количестве избирателей до 500, максимум 80 – если их более 1,5 млн. Как подсчитал народный депутат от Народного фронта Игорь Гузь, в Волынском областном совете по такой схеме будет 56 депутатов, а в Луцком горсовете – 36. В каждом из округов, число которых будет совпадать с количеством разыгрываемых кресел, партия сможет выдвигать максимум по два (а скорее, по одному) кандидату в депутаты. Законопроект возвращает в игру предвыборные блоки, хотя им будет тяжелее преодолеть проходной барьер: для партии 5%, для блока 7%. “Мы предлагаем вернуть блоки, чтобы они тоже имели право принимать участие в избирательной кампании. Это абсолютно нормальная европейская норма”, – пояснил Денисенко.

Пропорциональная система будет работать при выборах областных, районных и городских советов. Для депутатов сельских и поселковых советов сохранят одномандатную мажоритарную систему. Самовыдвижение в областные, районные и городские советы законопроектом не предусмотрено. Мэров крупных городов, в которых проживают более 90 тысяч избирателей, будут избирать в два тура. В небольших городках, считают авторы проекта, достаточно будет одного тура.

Длительность избирательной гонки сохраняется прежней – 50 дней.

“Голосование происходит очень просто: вы голосуете одной галочкой за партию и кандидата одновременно. Если ваша партия набрала 5%, а блок 7%, то это означает, например, что ваша партия проводит 10 человек. Дальше определяется, кто прошел, только по одному принципу. Тот, за кого люди проголосовали больше всего. То есть за вас проголосовали 10 тыс., за следующего 9 тыс., и так далее. Так ранжируется. Поскольку в каждом округе разное количество избирателей, ЦИК использует так называемый выравнивающий коэффициент”, – пояснил ЛІГАБізнесІнформ Денисенко.

Ольга Айвазовская на конкретном примере Киева рассказала корреспондентуЛІГАБізнесІнформ, как будет проходить избрание нового корпуса Киевсовета в случае принятия закона.

Допустим, Киев разделят на 60 округов. На первом этапе партия выдвинет список из 60 кандидатов, и фактически он будет закрыт – никто не сможет повлиять на его формирование. На втором этапе партия распределит этих кандидатов по округам: А – в первом, В – во втором, С – в третьем. Во время выборов кандидаты будут вести кампанию в округе только за себя и за свою политическую силу. Закон разрешает конкуренцию в партии, но, судя по практике, у избирателей не будет вариантов между кандидатами. На первом этапе территориальная избирательная комиссия увидит, какая из партий проходит установленный барьер. Действительные голоса, отданные за все партии, будут умножены на 0,05. На втором этапе будет определено, что партия А набрала 20%. Это означает, что на нее приходится 20 мандатов. На третьем этапе территориальная комиссия выяснит, кто из этой партии в каком из 60 округов набрал 12 наибольших позиций по количеству голосов. “Партия сможет собрать только 12 мандатов. Если в округе номер 13 кандидат получил первое место по поддержке среди избирателей, но его результат 13-й по всему городу по количеству голосов, то он не получит свой мандат. Он достанется проигравшему. То есть, кандидаты от партии с более низким рейтингом, у которой будут 10 округов, получит мандаты, а тот, кто победил в округе – нет”, – пояснила эксперт.

Изменения без изменений

Принятый в первом чтении законопроект вызвал немало критики. “Мои прогнозы оправдались. Закон новый есть, но реформы не произошло”, – прокомментировала его Айвазовская.

Тем не менее, сказал в комментарии журналистам Черненко, этот законопроект все же лучше, чем выборы по старой схеме. “Согласно предложенному законопроекту, на округе избирателю не из чего выбирать, поэтому это не открытые списки в чистом виде. Мы предлагали, чтобы партия выдвигала несколько кандидатов, и избиратель решал, кто из них лучше, а кто хуже. Но парламент не захотел сегодня сделать большой радикальный шаг к избирательной реформе, и сделал небольшой шаг. Но это лучше, чем стоять на месте”, – подчеркнул Черненко.

Эксперты считают, что в идеале за основу следовало бы принять проект 2831-2, который готовила рабочая группа с привлечением аналитиков, с презентациями в регионах. “Надо было принять – а потом доработать. Законопроект 2831-3, к сожалению, менять очень сложно. Процедурная часть там прописана довольно неплохо, но сама избирательная реформа не реализуется… Задание заключалось в том, чтобы открыть списки для возможности влияния граждан на порядок кандидатов в списках партий. Второй законопроект не реализует этого задания реформы”, – сказала в комментарии корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ Ольга Айвазовская.

Поддержка законопроекта Денисенко-Попова – это фактически компромисс между требованиями общества и попытками сохранить полное влияние партийных верхушек  на избирательный процесс, считает она.

“Коалиции не было куда отступать. Даже Оппозиционный блок фактически троллил коалицию по поводу того, что она не в состоянии договориться и найти компромиссное решение по поводу местных выборов. Так что коалиция прижата к стенке собственным популизмом в предыдущий период времени, когда обещала, что открытые списки обязательно будут. Но проголосовала за проект, который только формально имеет отношение к открытым спискам”, – пояснила Айвазовская.

По ее словам, предложенная схема выборов – это мажоритарная система в чистом виде.

Глава профильного комитета Руслан Князевич, который, по данным ЛІГАБізнесІнформ, принимал участие в наработке проекта Денисенко-Попова, пообещал, что при подготовке его ко второму чтению в нем будут учтены нормы и предложения трех остальных законодательных инициатив. Ряд таких поправок планирует подать Александр Черненко, хотя, уверен он, общей картины они уже не изменят. “Есть концептуальные вещи, которые вряд ли будут изменены. Но процедурные моменты мы, конечно, через поправки подадим в этот законопроект. Мы будем много правок вносить, которые касаются усовершенствования процедуры голосования, агитации, прозрачного финансирования и отчета. Мы предлагали и будем предлагать сейчас, чтобы партии перед выборами это делали”, – сказал он.

Парубий сообщил, что в качестве поправки к проекту будет подана норма о квоте женщин на выборах и об ограничении политической рекламы. Принципиальная позиция Тимошенко – зафиксировать в законе положения, которые сделают невозможными рейдерские захваты местных ячеек партий.

<div direction_ltr”=”” style=”padding: 0px; margin: 0px; color: rgb(0, 0, 0); font-family: ‘Trebuchet MS’, Arial; font-size: 15px; line-height: 20px;”>

Но все это, считает лидер Демократического альянса Василий Гацько, уже не изменит избранного Радой вектора: реформа без реформы. “Как и раньше, предусматривается скрытая мажоритарная составляющая, которая будет требовать колоссального ресурса, и он будет вкладываться. Законопроект никак не регулирует ограничения и запреты на использование политической коммерческой рекламы, а это снова потянет за собой просто колоссальные бюджеты. На серьезном уровне он не решает проблему подотчетности и финансовой прозрачности политических кампаний. А все это в комплексе дает и априори гарантирует, что украинские политические партии и их политические организации на местах, как и раньше, будут тотально зависимы от олигархического бизнеса и большого ресурса, который инвестирует деньги в украинскую политику исключительно с целью их приумножения”, – сказал он в комментарии ЛІГАБізнесІнформ.

По его словам, правила, прописанные в законопроекте, удобны только политическим силам с крупным финансовым ресурсом и покровителями. Партийная конкуренция будет ограничена жесткими рамками проходного барьера: 5% (раньше – 3%), что практически не оставляет шансов небольшим прогрессивным партиям. “Я буквально пару дней назад вернулся из зоны АТО: Славянск, Северодонецк, другие города. Очевидно, что новые политические силы имеют совсем небольшие шансы попасть в местные советы. Преодоление такого барьера у них будет очень сложным. И мы потеряем в зоне АТО много проукраинских мандатов, которые могли бы получить”, – отметил он.

“Так что пока это – изменения без изменений”, – резюмировал Василий Гацько.

 

Валерия Кондратова

Источник: PRпортал

Про автора

Публікації по темі

Залишити коментар

Адреса вашої електронної пошти не буде опублікована. Обов’язкові поля позначені (обов’язкове)

Розсилка новин