Креатив и долги. Зачем Станислав Березкин продает агробизнес

209104d3e89b02739d95388a2b11ae3aВладельцы второго по величине производителя подсолнечного масла продают его из-за долгов. Вскоре у компании появится новый собственник

Агропромышленная группа Креатив Групп Станислава Березкина вскоре может сменить собственника. Возможно, будет продан только масличный бизнес группы. О вариантах продажи ЛІГАБізнесІнформрассказали инвестбанкир, три участника рынка и менеджер консалтинговой компании. Креатив выставлен на продажу из-за долгов. Среди претендентов на актив эксперты называют лидера отрасли – компанию Андрея Веревского Кернел, а также бизнесмена, никак не связанного с агробизнесом, Леонида Юрушева.

ЛІГАБізнесІнформ разбиралась в том, почему Станислав Березкин решил продать актив и кто и за сколько может купить перспективный бизнес.

Читайте также: Глава Агрофонда: 2 млрд зависли в Брокбизнесбанке, 330 млн в Радикале

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ 

Группа Креатив – один из крупнейших переработчиков сельскохозяйственной продукции в Украине, который занимается производством жиров и маргаринов, подсолнечного масла и шрота, соевого шрота и масла, биотопливных пеллет, а также сельским хозяйством – растениеводством и животноводством. Компаниявходит в ТОП-3 украинских переработчиков семян подсолнечника. В состав группы входят 9 заводов, 8 элеваторных комплексов, растениеводческие хозяйства, а также свинокомплекс.

Первый квартал 2015 года компания завершила с чистым убытком 4,5 млрд грн при валовой прибыли 158 млн грн, что на 81% меньше по сравнению с первым кварталом 2014 года. 

Основным бенефициаром компании является Станислав Березкин. 

Долговая нагрузка

“Основным мотивом продажи части бизнеса Креатив Групп может быть сокращение долговой нагрузки. По состоянию на конец марта 2015 года долг группы составлял $605 млн”, – такие данные приведены в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. А чистый долг (долг за вычетом денежных средств) был равным $578 млн. “Соответственно, коэффициент левериджа (соотношение чистого долга к EBITDA за последние 12 месяцев) был равным 5,7х, что существенно выше комфортного уровня 2,0х”, – говорит аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка.

“Высокая долговая нагрузка в стабильной экономике в развитых странах не является существенной проблемой для компаний реального сектора, хотя там тоже пристально следят за объемами долгов. В Украине же с ее политическими и экономическими проблемами высокий коэффициент задолженности является одним из ключевых рисков для бизнеса”, – поясняет президент ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Алекс Лисситса.

Дзвинка уточняет, что рыночный мультипликатор – соотношение “стоимость бизнеса / EBITDA” близкого аналога Креатива – публичной компании Кернел сейчас составляет 3,5х. “Если оценивать Креатив по данному мультипликатору, то стоимость бизнеса компании будет равна $360 млн. А это значит, что при текущем чистом долге в $578 млн продажа всего бизнеса предусматривала бы доплату со стороны нынешних акционеров более чем на $200 млн новому владельцу. А символическое соглашение “продажа за $1″ вообще была бы идеальным (и одновременно почти нереальным) сценарием для текущих владельцев Креатива при условии, если бы продавался весь бизнес”, – отмечает он.

Два участника рынка, попросившие на них не ссылаться, сообщили, что Креатив, вероятнее всего, не будет продавать соевое и свиноводческое направление. “Поскольку акционеры намерены оставить себе соевый и свиноводческий сегменты, то наиболее вероятный сценарий – это продажа части бизнеса группы за 1 доллар с одновременным списанием соответствующей части долга”, – считает Дзвинка.

Читайте также: Чума в доме: сколько Украина реально потеряет из-за вспышки АЧС

Таинственный покупатель

Топ-менеджер консалтинговой компании на условиях анонимности сообщилЛІГАБізнесІнформ, что ранее Креатив вел переговоры с лидером отрасли – компанией Кернел. “Насколько я знаю, довольно долго они вели переговоры с Кернел, но судя по всему, безрезультатно. Видение справедливой стоимости бизнеса Креатива со стороны покупателя и продавца существенно отличались”, – говорит он. В Кернел корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ опровергли покупку Креатива.

В самой компании ответили, что сейчас группа Креатив не может прокомментировать редакционный запрос и представят официальную позицию позже.

Сразу два топ-менеджера в агросекторе сообщили, что сделка еще не закрыта и покупателем мог стать бизнесмен Леонид Юрушев, экс-совладелец банка Форум и крупный столичный девелопер – владелец компании Ярославов вал. Однако опрошенныеЛІГАБізнесІнформ эксперты сомневаются в том, что человек, никогда не имевший отношения к агробизнесу, может купить такой мощный актив. Инвестиционные аналитики пока осторожны в оценках, но в условиях пассивности M&A в агробизнесе допускают, что на рынок войдет совершенно новый игрок.

“Спрос к украинским стрессовым активам и компаниям, продающихся с дисконтом в Украине продолжает сохраняться. С одной стороны – это собственники, которые не справились с управлением своими долговыми обязательствами и вынуждены продавать с дисконтом для того, чтобы сберечь целостность бизнеса. С другой стороны, поживиться такими активами не против отдельная категория инвесторов”, – рассказывает Алексей Олейников, управляющий партнер инвестиционной компании InVenture Investment Group.

В целом аналитики отмечают, что масличный бизнес мог заинтересовать непрофильного инвестора легким доступом на европейский рынок и хорошими позициями на рынке Украины. Однако, по мнению Алекса Лисситсы, эффективным бизнес Креатива может стать только при условии минимизации долговой нагрузки.

 

Мария Бровинская

ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство

 

У розділі : Головна, Новини

Про автора

Публікації по темі

Залишити коментар

Адреса вашої електронної пошти не буде опублікована. Обов’язкові поля позначені (обов’язкове)

Розсилка новин