Украинцев хотят лишать жилья за долги по комуналке

Новый закон о ЖКУ не только загоняет украинцев в долговую яму, открывая безграничные возможности для монополистов отбирать имущество, сбережения и жилье граждан. Закон полностью нивелирует права потребителей, оставляя за ними лишь обязанности по оплате непосильных коммунальных тарифов.

В прошлом году украинский парламент принял закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме. Новый закон предлагает полное разгосударствление жилищно-коммунальной сферы и снятия с государства обязательств по финансированию и содержанию многоквартирных домов, и, по сути, оставляет жителей многоэтажек один на один с их проблемами и домами, которые требуют капитальных ремонтов.

Вслед за этим законом Верховная Рада Украины приняла в первом чтении новый закон о жилищно-коммунальных услугах, которым устанавливается порядок заключения потребителями договоров на получение всего комплекса жилищно-коммунальных услуг – от водо- и газоснабжения до вывоза отходов. Кроме того, в законопроекте предлагается начисление пени за несвоевременную оплату ЖКУ.

Шаг за шагом в коммунальное рабство

По мнению экспертов, законы об ОСМД и ЖКУ — взаимосвязанные вещи. Вначале на законодательном уровне принимается решение о дележе всего рынка многоквартирных домов огромной страны. Его ежегодная стоимость – несколько десятков миллиардов гривен, которые будут распределены между крупными коммунальными корпорациями.

Гольдарб

Максим Гольдарб

«Основные «фишки» законов – законодательно усложнён механизм образования ОСМД самими собственниками квартир, дабы впоследствии назначить «нужные» управленческие компании через органы местной власти. Для того чтобы этот рынок приносил собственникам коммунальных предприятий хорошие деньги, сейчас пытаются протащить без сбоев закон о ЖКУ, который есть логичным продолжением закона об ОСМД, абсолютно нивелирующим права потребителя, загоняющим его в долг: потребитель как сторона по договору несет обязательства, поставщик услуг – имеет права», — поясняет руководитель общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб.

Законопроект не предусматривает ответственность монополиста за непредоставление услуг или предоставление услуг плохого качества.

Сохраняется лишь нынешняя норма о перерасчете. Но ведь перерасчет – это всего лишь возврат излишне уплаченных потребителем денег.

«Механизм обжалования решения о повышении тарифов не предусматривается. А с учетом последней двухлетней практики, когда НКРЭКУ принимает и утверждает любые тарифы, поданные монополистами ей на рассмотрение, получим замкнутую цепь. Систему, при которой людям с помощью этих 2-х законов, с помощью указов президента о создании неконституционного регулятора (НКРЭКУ) будут навязываться тарифы, явно завышенные и необоснованные.

А под страхом потери жилья – изыматься последние сбережения», — уверен эксперт.

В должниках – половина страны

Стоит обратить внимание, что новый закон о ЖКУ предполагает введение штрафных санкций за несвоевременную оплату потребителем жилищно-коммунальных услуг в размере 0,1% за каждый день просрочки. Подобная штрафная норма применялась в Советском Союзе, однако в Украине государство отказалась от пени за просрочку коммунальных платежей в 90-х годах из-за катастрофических долгов по зарплате. И хотя сейчас дела обстоят не лучше, по данным официальной статистике за январь 2016 года общая сумма задолженности по выплате заработной платы в Украине увеличилась на 11,3% и достигла 2,092 млрд грн, тем не менее депутаты сочли возможным возродить пеню.

Более того, по данным Госстата, средние начисления за коммунальные услуги на одного владельца лицевого счета в январе нынешнего года выросли на 386,5 грн – до 1250 грн.

Вполне ожидаемо, что украинцами вовремя оплачены лишь 56,8% начисленной за январь суммы. То есть, будь пеня уже введена в Украине, почти половина населения страны уже бы вынуждена платить штрафы за просрочку платежей

Испугать и заставить платить

Максим Гольдарб обращает внимание на широкую информационную кампанию в украинских СМИ, которые подхватили и развивают тему о штрафных санкциях .

По его мнению, это делается, в первую очередь, для того, чтобы напугать людей.

«И заставить их платить по тем воровским ценам и тарифам, которые сейчас установлены в Украине. Это психологическая атака государственной машины, которая уже 2 года как сформирована, и собственниками которой являются те же лица, которым принадлежат и все монополии в нашей стране. Вторая цель – иметь юридическое обоснование завладеть жильем граждан, которые не могут платить за коммуналку», — пояснил эксперт.

По мнению главы «Публичного аудита» в новом законе о ЖКУ для противодействия хищническим намерениям монополий и защиты прав граждан необходимо установить ответственность монополиста, например, в двукратном размере стоимости не предоставленных либо некачественных услуг. Кроме того, в Украине давно назрела необходимость в институте омбудсмена потребителя, который будет вправе приостанавливать любое решение монополии либо НКРЕКУ до момента экономического обоснования тарифа. А монополия должна будет обосновать желаемый тариф перед потребителем, права которого призван защищать и представлять омбудсмен. В третьих, уверен эксперт, нужно разрешать обращать судебное взыскание на жилье потребителя-должника в исключительнейших случаях, при обязательном согласии на это омбудсмена потребителя.

Украинцы имеют право на гражданский протест     

«А пока эти вопросы не решены, думаю, что народ должен решиться на гражданский протест – повсеместно отказаться платить по тарифам, которые являются априори экономически не обоснованными, не прозрачными и грабительскими.

Отрезать газ, отключать тепло- и электроэнергию могут одному, двум, трем, но 30 тыс. в одном городе не отрежут – забоятся, и тарифы тут же пересмотрят.

Такой случай уже был в Киеве: в 2005-2006 люди отказались платить по завышенным администрацией Черновецкого тарифам, и их отменили.

История повторяется, сегодня тоже так надо делать – не будет другого варианта», — уверен Гольдарб.

Иванна Александрова, издание МИР

 

 

 

Про автора

Публікації по темі

1 Коментар

  1. Валерій

    Договором про надання послуг передбачено зниження оплати за ненадання послуг, надання не в повному обсязі та неналежної якості. Однак добитися цього досить складно. Монополісти на ринку надання комунальних послуг не зацікавлені в прозорості тарифів та зниження собівартості послуг, перекладаючи всі свої витрати внаслідок неефективних управлінськмх дій на споживачів.

Залишити коментар

Адреса вашої електронної пошти не буде опублікована. Обов’язкові поля позначені (обов’язкове)

Розсилка новин